В Музее русского импрессионизма в САО открылась выставка Валерия Кошлякова «Элизии»

10 сентября в Музее русского импрессионизма открылась персональная экспозиция Валерия Кошлякова. Крупномасштабный проект «Элизии» – результат творческого диалога пространства и художника. Сам автор определяет свою экспозицию как микс архитектуры и живописи.

Валерий Кошляков – фигура значимая в мире искусства. Современный художник, бесспорно, будущий классик, он один из самых известных и востребованных русских художников в России и на Западе. Его произведения выставлялись в лучших музеях Европы и Америки – в парижском Лувре, Русском музее, Музее Гуггенхайм в Нью-Йорке и Бильбао, Музее современного искусства Рима, Кеннеди арт-центре в Вашингтоне и во многих других. Работы Валерия Кошлякова находятся в крупнейших государственных и частных собраниях по всему миру.

IMG_5790.JPG

Отношения между мастером и Музеем русского импрессионизма особые. Кошляков и так включен в основную экспозицию музея. Тем не менее, к выставке «Элизии» он подготовил много работ, которые зрители увидят впервые. Как-никак, персональной выставки автора не было уже 10 лет, а в таком масштабе, пожалуй, еще никогда.

IMG_5768.JPGIMG_5782.JPG







Недавно открывшийся Музей русского импрессионизма – это четыре просторных этажа. Не секрет, что пространство выставочного зала и работы художника должны совпасть, чтобы обеспечить целостное восприятие экспозиции. И здесь это удалось. «Здание органично восприняло живопись Валерия Кошлякова,  – считает директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова.  – Художнику идеально подошли серый цвет стен – он куда более выразительный, чем белый, – и геометрия пространства, изменившаяся специально под него».

По поводу цвета художник строг: белые стены – порождение 20-го века – его раздражают. «Проблема в том, что все, что ни повесишь на белую стену, становится картинкой, – говорит Валерий Кошляков. — В Средневековье и Античности люди не знали белых стен – они жили в каменных или расписанных. И произведения искусства выглядели тогда совсем по-другому».

IMG_5852.JPGIMG_5881.JPG








Валерий Кошляков считает себя традиционным художником, новаторские идеи ему не близки. «Что кается самой темы выставки – здесь нет ничего нового. Я ненавижу это слово – новое. Ничего нового быть не может,  – убежден  мастер.  – Это слово должно быть категорически запрещено в тех кругах, где люди занимаются искусством. Здесь открытия крайне редки, и можно говорить о лишь том, что у кого-то получился некий нюанс влево, вправо».

На вернисаже у всех присутствующих была возможность познакомиться с самим мастером – Валерий Кошляков провел для гостей авторскую экскурсию в пространство, соединяющее в себе Средневековье, Античность и конструктивизм.

IMG_5824.JPGIMG_5844.JPG








Выставка расположилась на нескольких этажах. На каждом  – своя мизансцена. Руины древнеримской и московской инсул гармонично сочетаются между собой.  Бродя по залам музея, попадаешь то в Помпеи (кстати, в этом зале произведения Кошлякова перемежаются с тематическими фото художника Владимира Сычева), то в советскую эпоху, то в Средневековье. Кошляков смог соединить несоединимое. Погружаясь в стихию барокко, классицизма и  сталинизма, вдруг посреди  этого огромного пространства натыкаешься на маленькие живые объекты той эпохи – кресло, комод, статуэтку. Прошлое – это не только далекое, масштабное, но и конкретные  мелочи, живущие в наших воспоминаниях. Художник умудрятся вписывать незначительные детали в огромную историю. И эти находки удивительно точно подчеркивают сопутствующую атмосферу.

IMG_5860.JPG

Сами работы названия не имеют – впрочем, объяснения излишни. Язык искусства универсален и понятен всем. Огромное внимание уделено Античности, ведь именно с нее и началась вся история искусств. В свою очередь, аллегорические, и в то же время  реальные двери являют собой мистический вход в какое-то параллельное пространство. Чуть подальше представлен то ли украденный кусок старой фрески, то ли панно, которое легко представить в итальянском палаццо – на эти домыслы наводит техника исполнения в темпере. «Я давно отказался от масла и акрила – это чудовищные недолговечные краски, – продолжает Валерий Кошляков. – Темпера – вечный материал, сохранившийся со времен Помпеи. Он больше всего подходит в живописи для передачи света».

Выставка Валерия Кошлякова продлится с 10 сентября по 27 ноября. 

Адрес Музея русского импрессионизма: Ленинградский пр-т, д. 15, корп. 11.

Евгения ПОПОВА